Аска Лэнгли Сорью - Второе Дитя
Аска Лэнгли Сорью свежим ветром врывается в застоялую атмосферу сериала. Наконец-то мы видим уверенного в себе человека, умелого и азартного пилота, которому нравится управлять мощнейшей боевой машиной мира, да наконец просто привлекательную девочку без комплексов. На фоне слабака Синдзи и безмолвной Рэй Аска гордо возвышается бастионом силы, решительности и независимости.
Точнее, пыталась возвышаться. Поначалу.
Аска - довольно типичный случай того, что я как непрофессионал понимаю под словосочетанием "маниакально-депрессивный психоз". Периоды бурной деятельности и попыток утвердить себя в глазах окружающих и своих собственных сменяются глубочайшей депрессией и ненавистью к себе.
Аска на три четверти немка и на одну - японка, родилась в Германии. Её детство, пожалуй, даже тяжелее, чем у других Детей. Её отец бросил семью, когда она была совсем маленькой. Мать - Сорью Киоко Цеппелин - работала в Проекте ЕВА и, видимо, вступила в контакт с одним из объектов (возможно, это была ЕВА-02). Хрупкое человеческое сознание не выдержало, и женщина сошла с ума. Она прожила ещё несколько недель в больнице, обращаясь с куклой как со своей дочерью, и не узнавая Аску в лицо.
В это время девочку назначают пилотом ЕВА - конечно, потому, что сознание её матери закрепили в психоматрице ЕВА-02. Счастливая, она бежит порадовать маму - только чтобы увидеть её труп, свисающий с потолка.
Аска пообещала себе никогда больше не плакать и добиться всего в жизни самостоятельно. Она жила в Германии сначала с бабушкой, потом с приемными родителями, но не любила никого. В четырнадцать лет она уже закончила колледж и сконцентрировала жизнь вокруг работы в НЕРВ и пилотирования ЕВА-02.
Аска и Кадзи
Какая же девушка-тинейджер без влюбленности - но Аске, конечно, не по вкусу сверстники, она охотится на крупную рыбу - Рёдзи Кадзи, сотрудника Института Мардук, который последнее время находился в Германии по заданию НЕРВ (в частности, он занимался транспортировкой зародыша Первого ангела). К несчастью для неё, Кадзи предпочитает девушек постарше - таких, как Мисато, Рицуко, Майя... короче, всех, до кого сможет дотянуться :-) Это приводит Аску в бешенство, она пускается на всяческие ухищрения (крики о помощи, сексапильные купальники) лишь бы привлечь внимание Кадзи, но он остается равнодушным. Поражение на любовном фронте только добавляет бензину в пожар ненависти, пожирающий её душу.
Аска и Синдзи
Она, конечно, много слышала о неожиданных успехах новичка-пилота, и рассчитывала превзойти его в схватках с Ангелами. Однако этого не получилось, и Аска пытается скрыть свою зависть издевательствами над Синдзи. Она считает его слабаком в обычной жизни, и не устает насмехаться над его постоянными извинениями. Защитный сарказм здесь, впрочем, смешивается с искренним недоумением - почему этот парень не может постоять за себя так, как это делает она, девчонка?
Однако не всё так плохо, временами между ними проскальзывают моменты взаимопонимания - например, когда Синдзи вытаскивает Аску из жерла вулкана, или когда она слушает его игру на контрабасе. Один раз Аска даже предлагает поцеловаться - она только что сбежала со свидания и, видимо, решила все-таки отдать дань гормонам. Но сразу после поцелуя она убегает в ванную и начинает бешено полоскать горло, приговаривая: "И как я только на это пошла!", вогнав этим Синдзи прямо в землю. Впрочем, я подозреваю, что ей понравилось, и она сама смутилась, поэтому и убежала.
Аска и Рэй
Аска сразу воспринимает двух других пилотов как соперников, но если Синдзи - соперник в деле управления ЕВА, то Рэй - противник в обычной жизни. Эта альбиноска вовсе не такая слабохарактерная, как Синдзи, а главное - практически не дает повода для насмешек, поскольку относится почти ко всему вполне равнодушно (по крайней мере внешне, но Аска отнюдь не спец по заглядыванию в души других). Нельзя сказать, что Рэй умнее или умелее Аски, но она педантична и хладнокровна, не теряется в стрессовых ситуациях и вполне уверена в себе. Например, когда в штаб-квартире отключают электричество и Детям приходится самим добираться до ЕВА, Рэй сразу сверяется с индивидуальным пакетом инструкций при ЧП, тогда как Аска о своем вообще забыла. Тогда же Рэй обнаруживает хорошее знание хитросплетенных коридоров штаб-квартиры, и несмотря на то, что Аска провозглашает себя лидером, именно Рэй выводит их в нужное место.
Ещё один пример - когда Аска и Синдзи должны выработать навыки взаимной синхронизации и позорно проваливаются на глазах Мисато и школьных друзей, Аска в ярости отказывается продолжать тренировки. И тут Рэй, послушно приказу Мисато, занимает её место и сразу добивается некоторого успеха, чем просто ужасает Аску, которая понимает свою заменимость.
В конце концов Аска говорит Рэй самое обидное, что смогла придумать - называет её заводной куклой, безропотно подчиняющейся приказам. Для Аски это гораздо тяжелее любого ругательства - кукла для неё является горьким символом сумасшествия матери, бессилия и смерти.
Аска и Мисато
Когда две женщины живут в одном доме, да ещё и любят одного мужчину - быть неприятностям. И действительно, Аска цапается с Мисато по каждому удобному поводу. Впрочем, есть и мирные моменты - например, когда они купаются в горячем источнике.
Конец Евангелия
Бина - материнская сефира понимания, и вершина ветви суровости. Пассивное женское начало, которое также называют Ама, бесплодная мать, и Аима, плодовитая мать, извечно соединенная с Аба, Отцом (Хокма)для поддержания порядка во Вселенной. Эту сефиру ещё называют Мара, Великое море - от этого корня образовалось имя Мария, мать всего живущего.Это небесная мать, женский аспект Бога, Элохим. Каббалисты рассматривают её как прототип чрева, откуда появилось всё живое.Божественное имя этой сефиры - Иегова Элохим, архангел - Цафкиил, ангельский чин - Аралим, или Престолы.
Если Хокма - динамическая сила, то Бина - форма, вмещающая эту силу (буква бет - прототип всех вместилищ). Бина и Хокма представляют собой два полярных аспекта проявлений, небесных отца и мать, породивших Вселенную.Вместе Хокма и Бина - Элохим, Создатель, о котором говориться в книге Бытия. Это две первоосновы жизни, протон и электрон, из которых образовались все аспекты творения. Чередование активности и пассивности, созидания и разрушения - проявление и взаимосвязь двух извечных противоположностей.
Цвет Бины в мире Ацилут - малиновый, как штепсельный комбинезон Аски, как ЕВА-02. Однако Аска - вовсе не однозначный двойник своей сефиры. Напротив, её внутренняя энергия бьет саморазрушительным ключом, а пассивное существование - ненавистный символ сумасшествия и самоубийства матери. Можно сказать, что именно в момент этой трагедии Аска решила пойти наперекор "сакральному предназначению" - всего в жизни добиться самостоятельно. Она презрительно относится к мальчикам (особенно к Синдзи) и не желает иметь детей, то есть отвергает сам смысл существования Бины и тем самым обрекает мир на хаос и победу Келиппот. Однако в глубине души она - ребенок, истосковавшийся по любви и пониманию.
Что же есть Конец Евангелия для Аски? Да, она все-таки вступает на путь Бины, выражает любовь к Синдзи, тем самым возвещая созидательный союз Бины и Хокмы. Но она не становится менее собой, не перерождается в нового человека. Келиппот - просто искры, упавшие с потоков Высшего света, и их возвращение к истокам - не ломка системы, а лишь отражение в зеркале. Последние слова Аски - "Мне плохо". Это жизнь.