КОНЕЦ ЕВАНГЕЛИЯ
Мир припал на брюхо, как волк в кустах,
Мир почувствовал то, что я знаю с весны -
Что приблизилось время огня в небесах,
Что приблизился час восхождения
Черной Луны.
После завершения первого показа "Евангелиона" ГАЙНАКС завалили жалобами на последние эпизоды, так много оставившие недосказанным. Аскетичность глав 25 и 26 объясняется как нехваткой времени и средств, так и авторским замыслом. Однако после ошеломляющего успеха сериала у компании появились и возможность, и желание уступить требованиям фанатов и снять "настоящее" продолжение. Говорят, Хидеаки Анно воспринял необходимость менять свою работу без особого энтузиазма, но мне кажется, что возможность расширить повествование новыми богатыми графическими средствами, а в чем-то и переосмыслить идейное содержание несет положительный заряд для любого автора. "Конец Евангелия", на мой взгляд, так же талантлив, как и сериал, но те эмоции, которые втекали в зрителя на протяжении 26 серий, в фильме собраны в единый кулак.
Да, это кино - не для слабонервных, в особенности если вы успели сжиться с миром "Евы" и полюбить персонажей. Но именно в последнем случае вам просто необходимо это увидеть...
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ВОЗДУХ - ЛЮБОВЬ РАЗРУШИТЕЛЬНА
Последний известный ангел - Табрис, явившийся как Нагиса Каору, увидел Лилит вместо Адама, проник в назначение Евангелионов, и понял возможность человечества продолжить свой путь, вырвавшись из тупика эволюции. Он получил возможность выбора - и выбрал смерть от рук Синдзи, даруя человеку шанс.
Персонал НЕРВ начинает задумываться о своем будущем, а пилоты ЕВА замкнулись в прошлом.
Сбежав из своей "камеры", Синдзи пытается разбудить коматозную Аску. Он просит её о помощи, просит сочувствия живой души, но в ответ - лишь машинные звуки медицинских приборов. Так же машинно Синдзи пытается заменить настоящую любовь мастурбацией - но это приносит лишь горечь и осознание собственного ничтожного бессилия.
Почему Аска в реанимации? Я думаю, что Ангелы здесь ни при чем - она ведь была вполне здорова (физически) во время пришествия Алмисаила. Подозреваю, что Синдзи на самом деле пытался её убить. Слишком уж реалистичны его грезы.
А в это время Комитет СЭИЛЭ переходит к решительным действиям. Адам и Лилит в руках Икари Гэндо телом и душой, в любой момент он может начать свою версию Третьего Пришествия, и Комитет использует все свои ресурсы.
Операция начинается атакой на МАГИ со стороны аналогичных компьютеров остальных пяти филиалов НЕРВ. Для прекращения взлома Гэндо освобождает Рицуко, которая с помощью Гаспара - воплощения женского начала своей матери - отражает нападение, установив защиту 666. Однако кроме этого она загружает в МАГИ программу уничтожения штаб-квартиры по её приказу.
Увидев, что Гэндо по-хорошему не понимает, СЭИЛЭ отзывает акт о юридической неприкосновенности НЕРВ и сообщает японскому правительству, что НЕРВ собирается устроить Третье Пришествие. Премьер-министр, как и прочие непосвященные, полагает, что это аналогично полному уничтожению человечества. Силы самообороны Японии получают приказ захватить штаб-квартиру, обездвижить Евангелионов и уничтожить пилотов, попутно избавляясь от ненужного и слишком много знающего персонала НЕРВ.
Макото Хьюга вспоминает, как недавно был урезан бюджет по мерам контртерроризма, оставив НЕРВ беззащитным перед злейшим врагом - человеком. Защитный периметр и внутренняя охрана оказываются бессильны перед бешеной атакой спецназа. Один за другим сметаются блокпосты, и начинается бойня. Оборона Токио-3 разрывается в клочья, Геофронт вскрывается бомбой Н2, по коридорам штаба текут реки крови.
Мисато Кацураги удается отсрочить гибель заполнением коридоров бакелитом (быстро твердеющим полимером, использовавшимся для блокировки Евангелионов). Аску, все ещё без сознания, помещают в ЕВА-02 и спускают в озеро Геофронта. Там её и обнаруживает армия, немедленно начав обстрел глубинными бомбами.
От взрывов Аска приходит в себя, и страх смерти охватывает её душу. Она не может управлять Евангелионом, синхронизация на нуле, она даже не думает о сопротивлении. Но помощи ждать неоткуда. Всё, что остается - твердить "Я не хочу умирать". Но постепенно в эту мантру отчаяния начинают вплетаться слова надежды и силы - "Живи, будь сильной, будь честной, я не дам тебе умереть". Аска отказывается слышать этот голос, она пытается перекричать его, задушить это невозможное. Но в конце концов она услышала. И открыла глаза.
Спецназовцы находят Синдзи, и Мисато чудом удается спасти его от смерти. Она рассказывает ему о том, что Ангелы - различные ветви эволюции одного вида, и что человечество - Восемнадцатый ангел, стоящий на пороге трансцендентности. Мисато хочет, чтобы Синдзи остановил Третье Пришествие, но он замкнулся в своем отказе от жизни.
Груз совершенного давит непреодолимой силой. Он день за днем разрушал Токио-3 - было ли это необходимо для защиты от Ангелов? Умелый пилот обошелся бы меньшими разрушениями. Он покалечил Тодзи - неужели не было способа остановить отца и Псевдо-штепсель? Он убил Каору - неужели не было другого выхода? Он пытался убить Аску в своем безумии. И нет этому оправдания.
Смерть - избавление от ответственности, но после тебя останутся люди, которые будут вновь и вновь судить твою жизнь. Всеобщая же смерть - величайшее чудо полного избавления, стирание всей истории, уничтожение памяти и прошлого, перезагрузка мира, подобно плану Лэйн из "Серии экспериментов". Я понимаю Синдзи, когда он кричит "Хорошо бы все просто умерли!" Да, это простое решение, за которое некому будет его осудить.
Но Мисато не собирается отступать. Смертельно раненная, она пытается дать ему надежду, окровавленным поцелуем разорвать порочное кольцо самоуничтожения. Своей убежденностью, своей жертвой, своей любовью ей удается это сделать, но решимость Синдзи разбивается через мгновение после рождения, когда он видит залитый бакелитом Евангелион Первый. Снова оглушительное бессилие перед лицом смертельной опасности, угрожающей тем, кого он любит. Слушая ругательства Аски по интеркому, он молча плачет.
Пробудившись в утробе ЕВА-02, Аска понимает наконец, что это такое, соприкасается с душой своей матери, делает шаг вверх по оси трансцендентности, свой прыжок к Богу. Абсолютная депрессия комы взрывается бурей накопленной ненависти и любви. Битва Аски с войсками и серийными ЕВА - это её лебединая песнь, её вклад в "Евангелион", кровавый безумный пир берсерка, выпившего смертельную дозу мухоморного настоя. Так рождаются и умирают герои и злодеи, Александры Матросовы и серийные убийцы. Эта божественная ярость не могла породить ничего, кроме смерти. За этой гранью - либо вечная пустота, либо Бог, что есть одно и то же. Печальные звуки мелодии "Воздух" Баха подчеркивают бессмысленность и преходящесть яростного триумфа, с неумолимостью подводя вихрь счастливого разрушения к внезапному и жуткому концу.
Оружие серийных ЕВА оборачивается клонами Копья Лонгиния, а страшная и прекрасная битва - извращенной насмешкой всемогущих созданий, наделенных бесконечной энергией совершенства С2, над своим жалким подобием. Как стая прожорливых падальщиков, серийные ЕВА рвут тело Второго. Однако Аска ещё жива, и силой своей жестокой воли пытается воплотить последнее желание - убить их. Запасы энергии на нуле, но души матери и дочери синхронизируются в последнем порыве, и искалеченный Евангелион пытается встать. Последнее движение Аски - схватить рукой солнце, раздавить мир и унести его с собой в могилу. Вот почему плачет Майя, умоляя её остановиться. Но Аска останавливается только пронзенная клоном Копья.
Евангелион Второй и Аска Лэнгли Сорью - кровавое жертвоприношение безымянному богу. Обагренные их кровью, серийные ЕВА по знаку СЭИЛЭ приступают к Ритуалу Очищения.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
МОЕ ЧИСТОЕ СЕРДЦЕ ДЛЯ ТЕБЯ
Я раскрыл себе грудь алмазным серпом,
И подставил, бесстыдно смеясь и крича
Обнаженного сердца стучащийся ком
Леденящим, невидимым черным лучам...
Последняя надежда убита растерзанным трупом ЕВА-02. Нить связи Синдзи с жизнью рвется окончательно, ужас и бессильная горечь разрывают его душу на части. Евангелион Первый обретает огромную силу - Юй наконец открылась своему сыну, однако это могущество бессмысленно - оно не вернет к жизни Аску, Мисато, Каору, Кадзи... Деструктивной волей Синдзи и ЕВА-01 Копье Лонгиния возвращается с лунной орбиты. СЭИЛЭ приказывает серийным ЕВА распять Первого и сложить священный орнамент - фигуру искренности. На ладонях Синдзи появляются стигматы - следы ран, нанесенных клонами Копья Евангелиону 01. Серийные ЕВА послушно формируют девять сефир, а ЕВА-01 становится на место десятой - Тиферет, вершины и основы. Их АТ-поля обращаются вспять, внутрь, образуя анти-АТ-поле. Гиганские массивы энергии рвутся на свободу, огненный смерч сметает остатки японской армии, которая все-таки проиграла - надеялась предотвратить Третье Пришествие, помогая СЭИЛЭ против НЕРВ, не зная, что обе стороны давно шли к одной цели.
"Волна Адама" - называет этот взрыв Фуюцуки. Штаб НЕРВ специально строился, чтобы выдержать её. Нечто подобное уже происходило в Антарктиде - там экспедиция Кацураги пыталась распять Первого Ангела. Волны энергии в форме глаза обнажают Геофронт - Яйцо Черной Луны, колыбель человечества, в которую ему суждено вернуться.
Икари Гэндо чувствует начало. АТ-поле Рэй уже не может удержать её тело - слишком слаб барьер эго, Аянами потеряла смысл жизни. Рукой, абсорбировавшей зародыш Адама, Гэндо проникает сквозь ослабшее АТ-поле в тело Рэй. Запретное объединение Адама и Лилит наступает - осталось занять место в Ковчеге ЕВА-01, который сохранит личность и даст власть направить Третье Пришествие по своему желанию. "Отведи меня к Юй" - приказывает Гэндо, но впервые Рэй отвечает ему отказом. Она слышит крик Синдзи - безнадежный крик о помощи, мольба о чуде. Смысл жизни возвращается с чувством любви - она хочет помочь ему, быть с ним. Рэй абсорбирует руку Гэндо, и с душой и телом Адама возвращается к своей матери Лилит.
Белесый гигант с легкостью рвет оковы, наложенные человеком. Маска СЭИЛЭ сползает с лица, бесформенное тело, как штепсельный комбинезон, стягивается вокруг души и принимает образ Аянами Рэй. Пробуждаясь, Лилит возносится на небеса, к распятому Евангелиону Первому.
Ритуалом очищения Красной Почвы и Черной Луны сознания человечества складываются в священный орнамент с помощью такта, равного смерти. В ужасе Синдзи видит, как серийные ЕВА вслед за Лилит принимают образ Рэй Аянами. Древнее существо пробуждается, и находит способ раскрыть дверь в сердце Синдзи. Сливаясь с серийными ЕВА, Лилит берет образ их Псевдо-штепселей - клонов Каору Нагиса. Увидев человека, которого он убил, живым, счастливый Синдзи с радостью распахивает свою душу, и ядро ЕВА-01 принимает в себя Копье Лонгиния.
Объединив Плод Жизни Ангелов и Плод Познания человечества, Евангелион Первый оборачивается в Древо Жизни, ветвями тянущееся к земле, а корнями - к небу. Создан Бог, и желания Синдзи станут реальностью. Но чего же он желает? Чтобы это узнать, надо окунуться в прошлое.
Воспоминания Синдзи начинаются с детства, когда он стал играть на контрабасе. В песочнице вместе с другими детьми он строит здание своей жизни. Рядом такое же здание строит его отец - дети играют в тени громады Штаб-квартиры НЕРВ, опутанной лесами пирамиды Проекта искусственной эволюции человечества. Песочница Икари Гэндо - вся планета.
Весело скрипят пустые качели. Но вот дети начинают расходиться по домам с родителями. Синдзи остается один - ни родителей, ни друзей. Плача, он достраивает свою пирамиду в одиночестве. А потом, посмотрев на дело рук своих, понимает его бессмысленность. Ведь рядом никого нет. Лишь гигантские софиты бросают беспощадный свет на то, как Синдзи в бессильной злобе разрушает труд своей жизни.
Пустые качели останавливаются. Вместе с лесенками они отбрасывают тень слова E V A.
Следующий шаг
Квартира Мисато, ещё живет здесь Пен-пен - значит, дело происходит либо до пришествия Алмисаила, либо сразу после. Аска и Синдзи проживают последние минуты вместе, каждый тонет в пучине собственных проблем и ненависти к себе. Есть решение - чтобы восстановить спокойствие, нужна синхронизация с родственной душой. Синдзи просит Аску о помощи, дать ему возможность утвердить себя в жизни, дать свою любовь. Аска брезгливо отказывает, наносит поледний удар его кровоточащему эго, настоящий coup-de-grace, с элегантностью матадора протыкая его сердце.
Ведь в этом мире мне нечего больше терять
Кроме мертвого чувства предельной вины
Мне осталось одно - это петь и плясать
В затопившем Вселенную пламени
Черной Луны.
Объятый ненавистью и болью, Синдзи принимает решение. С ярчайшей четкостью он вспоминает свой ответ Аске - пальцы, сомкнувшиеся на её горле. Смерть - вот выход. Его дестрадо материализуется, деструктивные импульсы резонируют с анти-АТ-полем Лилит и серийных ЕВА, усиливая его до планетарных масштабов. Своей волей Синдзи прорывает барьер сердец, открывая им доступ друг к другу. Тела возвращаются в первоначальный хаос ЛСЛ, а души объединяются в первоначальное совершенство Черной Луны. Первыми на этот путь встают обитатели Геофронта, ведь они уже у истоков и устья великой реки, замкнувшей свое течение в кольце Третьего Пришествия. Как и Мисато и Рицуко, их перед смертью навещают призраки Рэй Аянами, знаменуя воссоединение душ с матерью Лилит. Но в отличие от обычной смерти, развоплощение проходит через уничтожение АТ-поля личности, и чтобы ослабить барьер эго, Лилит принимает форму любви и надежды на осуществление мечты. Для Синдзи это был Каору - единственный, сказавший ему о своем чувстве. Для Аобы это - Мисато, для профессора Фуюцуки - Икари Юй, для Майи Ибуки - Рицуко. Наконец, для Хиюги - просто сонм смеющихся призраков Рэй, и это всего тяжелей, ведь у него нет любви, способной облегчить первобытный страх потери личности.
Третий глаз открывается во лбу Лилит, и туда погружается Распятие. Внутри - потоки Рэй, счастливых в объединении, не ведающих первородного греха. Тело Синдзи растворяется в ЛСЛ, а душа покидает ЕВА-01, объединяется с конденсатором - Лилит, и начинает путешествие по Единому Сознанию...
. . .
...Волей Евангелиона Первого Копье Лонгиния разворачивается с обеих сторон, уничтожая АТ-поля своих клонов, которые обращаются в ЛСЛ. Глобальная синхронизация разрушается, и анти-АТ-поле исчезает. Труп Лилит выпускает человеческие души и распадается.
Проект искусственной эволюции человека завершился. Успешно - ибо человек стал Богом. Безуспешно - ибо всё вернулось на круги своя. Синдзи формирует себе тело из моря ЛСЛ. Своей волей он вызывает Аску из небытия - первичного хаоса, и волны плазмы ЛСЛ вымывают их на берег. Аска возрождена в том виде, в котором была возрождена Рэй (III) волей Гэндо, только в зеркальном отражении. Синдзи всё ещё ненавидит её, и снова пытается убить, но она гладит его по щеке, и он снимает пальцы с её горла, в слезах.
Да, они изменились. Да, они остались прежними. И жест любви, и жест милосердия соседствуют с бессильным плачем и словами Аски: "Меня тошнит". Круг замкнулся, они вернулись в начало пути, и впереди опять страдания. Но все же в жесте любви и жесте милосердия есть надежда.