Икари Синдзи - Третье Дитя
Этот мальчик - первое и последнее лицо, которое мы видим в фильме, альфа и омега.
Икари Синдзи 14 лет - он родился через 9 месяцев после Второго Пришествия 2000 года. Его мать, Икари Юй, умерла, когда он был ещё малышом, а отец - Икари Гэндо - бросил его вскоре после этой смерти. Синдзи долгое время жил где-то в глубинке со своим учителем - как он сам говорит, это было время тишины и покоя. Вряд ли он даже ходил в школу, слишком уж боится людей - может, отец нанял ему персонального репетитора. Больше ничего о детстве Синдзи не известно. Как человек он замкнут, склонен к низкой самооценке, ничего не требует от жизни.
Но однажды отец зачем-то вызывает его в Токио-3. Первая сцена фильма - Синдзи посреди огромного пустого города. Это его рождение как действующего лица. Первый человек, которого он видит - девочка-альбиноска, одинокая в этом городе, как и он сам. Но она - лишь видение, исчезнувшее через секунду.
Вместо неё появляется Третий Ангел. Синдзи едва не погибает в вихре разрушения - его спасает Кацураги Мисато, начальница отдела планирования операций института НЕРВ.
Образ поезда часто встречается на пути Синдзи. На поезде он приезжает в новую жизнь в Токио-3, на поезде он бессмысленно катается целыми днями в полудреме и музыке, убегая от жизни, в поезде он видит призраки сознания Рэй и Аски, и там же его и Рэй видит Тодзи в своем сне. Дважды Синдзи пытался сесть в поезд, идущий из мира Токио-3, но оба раза решал остаться жить.
Кацураги Мисато была для Синдзи и сексуальной фантазией, что выявляет Двенадцатый Ангел и Проект искусственной эволюции человека. Знала ли она об этом - наверное, но никогда не подавала виду, незачем было. Только в Конце Евангелия она, пытаясь вырвать Синдзи из омута отвращения к себе и бессильной рефлексии, целует его и обещает "всё остальное", если он решится дать бой силам Сэилэ и предотвратит Третье Пришествие.
Икари Гэндо - видимый антигерой "Евы", холодный и замкнутый человек, использующий все средства для достижения цели. Его кредо хорошо описывается известными сталинскими поговорками "лес рубят - щепки летят", "незаменимых людей нет", "нет человека - нет проблемы" и т.п. Гэндо легче назвать злодеем, чем любого другого персонажа. Он видит Синдзи как инструмент управления Евой, хорошую альтернативу Рэй и Псевдо-штепселю. Привыкший к безмолвной жертвенности Рэй, он с отвращением смотрит на заикающегося и трусливого мальчишку. А этот мальчишка ненавидит отца, но так сильно дорожит его похвалой!
Они встретились на могиле Юй - жены и матери, давней любви. Но разбить лед так и не получилось, а дальше пошло хуже...
Синдзи и школа
Вскоре после прибытия в Токио-3 Синдзи начинает ходить в местную школу. Статус пилота ЕВА приносит двоякие плоды - с одной стороны, он герой, с другой - его винят в разрушениях и искалеченных судьбах. Один из одноклассников, Судзухара Тодзи, даже избивает его за страдания своей сестры. Честно говоря, мне непонятно, как мог обычный парень так запросто наехать на важного сотрудника могущественной организации, и зачем вообще Детям разрешали (а то и заставляли) ходить в школу - они и так пропускали много занятий "по работе", а Рэй вообще посещала от случая к случаю.
Постепенно, впрочем, отношения с одноклассниками налаживаются, и Синдзи даже становится друзьями с Тодзи и Кенсуке. Последний, кстати, весьма себе на уме парнишка - не прочь повытягивать из окружающих секретную информацию, особенно из Синдзи. Однако, поскольку тот сам мало что знает, то и рассказать ничего не может - возможно, Кенсуке воспринимает это как понятное нежелание делиться важными сведениями "за так", и начинает предлагать взамен некоторые свои секреты (его папаша - видный чиновник). Только к концу фильма Кенсуке сообразит, что Синдзи просто нечего сказать, и отстанет с расспросами. Вскоре последние семьи покинут Токио-3, и финальные испытания Синдзи примет в одиночестве.
Судзухара Тодзи
Вначале этот парень выглядит как типичный герой "меха-аниме для мальчиков" - решительный, мускулистый, слегка тупоголовый, верный товарищ, не задает лишних вопросов и молча следует своим принципам. Однако постепенно этот стереотип мастерски выворачивается наизнанку, создавая совершенно другой характер. Оказывается, Тодзи видит довольно глубоко в души людей, именно он прямо говорит Рэй о её симпатии к Синдзи. Оказывается, он ненавидит насилие, и не хочет становиться пилотом Евангелиона - соглашается только потому, что НЕРВ предлагает перевести его сестру в лучшую больницу. Наконец, вместо того, чтобы позировать перед камерой и с криком "Ура!" мочить врагов в сортире, Тодзи и его ЕВА-03 становятся беспомощной марионеткой Тринадцатого ангела, и в первой (и последней) своей битве разорваны в клочья Евангелионом Первым.
Финальная сцена в госпитале НЕРВ, несмотря на свою краткость, прекрасно завершила эту трагическую биографию. Да, спортивный Тодзи стал калекой (чего никогда не происходит с героями "меха-аниме для мальчиков"). Однако он сохранил силу воли и присутствие духа. Хикари по прежнему любит его, и он принимает эту любовь.
Синдзи и Рэй
Как известно, Рэй - первый человек, которого видит Синдзи. Её страдания заставляют его начать и продолжать управлять ЕВА. Чувства Синдзи к этой загадочной и молчаливой альбиноске неоднозначны и меняются на протяжении фильма. Сначала это - сострадание, затем - любопытство, даже зависть и ревность (Рэй и Икари Гэндо улыбаются только друг другу), потом - сладострастие, перерастающее в любовь. Через долгое время Синдзи замечает, что Рэй напоминает его мать...
Синдзи и Аска
Если Рэй далека и призрачна, как утренний туман, то Аска Лэнгли Сорью ворвалась в жизнь Синдзи ураганом страстей. Она умна, привлекательна и развязна, а ещё надменна, эгоистична и жестока. В обычной жизни Синдзи попросту боится Аски (во всех смыслах), но в душе сексуальное влечение, зависть к ней как к умелому пилоту и обида на её издевательства постепенно переходят в жалость. Аска ощущает это, и в бессильной злобе всё глубже скатывается в бездну ненависти ко всем, и в первую очередь - к себе. Что она так никогда и не увидит, так это любовь Синдзи - не потребность опереться, а именно тихую и добрую любовь.
Синдзи и Кадзи
Кадзи некоторое время играет роль старшего товарища, с которым можно серьёзно поговорить. Он рассказывает Синдзи о пропасти между мужчиной и женщиной. В момент страшной опасности, когда Четырнадцатый ангел проникает в Геофронт, Кадзи говорит, что все люди бессильны перед лицом этой угрозы, и только Синдзи, решившись, сможет спасти своих друзей.
Синдзи и ЕВА-01
После страшного несчастья с Тодзи он окончательно разочаровывается в НЕРВ и своем отце, осознав, что всю жизнь был всего лишь марионеткой в его руках. В ярости Синдзи угрожает уничтожить Штаб НЕРВ, раз и навсегда покончив с безжалостной организацией. Однако Гэндо предусмотрел подобный поворот событий - достаточно лишь поворота рубильника в командном центре для повышения давления ЛСЛ (что приводит к потере сознания пилота).
Лишенный могущества Евангелиона Первого, Синдзи может сделать лишь одно - покинуть Токио-3. На этот раз его решение твердо - он не хочет служить послушным орудием убийства и вечно заключать сделки с совестью, как это делает Мисато. Но тишина и одиночество ожидания поезда, пути из этой жизни, внезапно разрывается сиреной. Трубный глас возвещает пришествие Четырнадцатого ангела.
Глядя на кровавое шествие Посланника, на его быстрый и жестокий триумф над отчаявшейся Аской, на самоубийственную попытку Рэй остановить его фугасом Н2, Синдзи начинает сомневаться в принятом решении. Узнав же от Кадзи, что в случае контакта Ангела с Адамом, сокрытым в недрах Геофронта, всё человечество ждет гибель, он окончательно отбрасывает все мысли о бегстве.
Четырехсотпроцентная синхронизация - не просто число. Это капитуляция личности во имя слияния с другими душами. АТ-поле Синдзи исчезает, его тело теряет форму и смешивается с ЛСЛ входного штепселя, а душа в квантовом виде дрейфует в единстве с резидентной душой ЕВА-01 - Икари Юй. Единственное её проявление - образ пустого штепсельного комбинезона.
Распрощавшись с телом, Синдзи задумывается, а что же удерживает его в жизни. И приходит к выводу, что люди ценят его только за работу, за способность управлять Евангелионом. А ради этого не стоит жить.
И только отчаянные слезы Мисато после провала попытки искусственно восстановить тело Синдзи, слезы любви и сострадания, дают наконец ему ниточку связи с миром, дают смысл жизни.
Создатель.
Весь "Евангелион" вращается вокруг Синдзи, отражая его тысячью зеркал фасетчатого глаза. Обратимся к воспоминаниям Синдзи в Конце Евангелия, когда его воля властью резонирующего анти-АТ-поля формирует вторую реальность из памяти, желаний, помыслов, чтобы отыскать истинное стремление его души.
Синдзи строит свою Пирамиду жизни - сначала радостно, вместе с друзьями, потом - задыхаясь от горьких слез одиночества. Труд завершен, но никого вокруг, и в осознании ужасной бессмысленности самого существования, Синдзи разрушает песчаный замок. Однако вскоре вновь принимается за постройку.
Над ним возвышается Пирамида жизни отца - штаб НЕРВ. Рядом с ней, как Синдзи рядом с песчаным замком, стоит небоскреб-монолит Центральной Догмы. Творец рядом с творением.
Строительство Пирамиды лишь дважды вспыхивает на жизненном пути Синдзи - в его начале, когда счастливый ребенок потерял родителей, провалившись из своего райского сада в юдоль скорби, и в его конце, когда он возвращает себе этот рай безгрешности, бессознания, всеобщего и всевременного единства. Это - Конец Круга, точка единения прошлого с будущим в диком провале сингулярности Черной Луны.
Но что же вся жизнь в промежутке? Откуда она, где видна рука Создателя? Я думаю, ответ прост. Игра на контрабасе.
Синдзи начал играть тогда же, когда и строил свою Пирамиду, когда впервые осознал горечь потери рая, когда родился как человек. Мы видим его играющим только один раз, и он сам говорит, что получается плохо, несмотря на большую практику. Верно. Он лишен внутреннего совершенства Бога. Он - лишь Демиург, ворочающий своим больным сознанием материю, отягощенную злом. Лишь человек.
Аска говорит, что он хорошо играет. Сменим перспективу. Увидим, что и прекрасный закат, и приятная музыка, и добрая, отзывчивая Аска - творения Синдзи, играющего на контрабасе в один из своих немногих хороших дней.
Христос или Антихрист?
Ритуал Распятия немедленно наводит на мысль, что Синдзи - Спаситель человечества, открывающий дорогу в рай для несчастных заблудших душ.
Однако что же такое - рай Черной Луны? Единение душ, потеря времени, пространства и смысла жизни. Возврат к бессмысленному недосуществованию до съедения плода Древа Познания. Человечество - "стомиллионное стадо счастливых младенцев", и существует только одна Личность, могущая принимать решения - тот, что во чреве Ковчега, пилот ЕВА-01. Великий Инквизитор, отнявший у человечества свободу и взамен давший счастье, а сам ставший подобным Богу в своей абсолютной власти решать.
Да, все царства земные объединились под руку Комитета СЭИЛЭ и его бессмертного Председателя. Да, Икари Гэндо готовил место Антихриста для себя, но вынужден отдать его сыну.
Но Синдзи находит в себе силы свернуть с простой дороги.
В фигуре искренности Синдзи - последний шаг к вершине Эйн Соф - Хокма, Король, сефира мудрости. Это мужское активное начало, также называемое Аба, т.е. отец, с которым взаимосвязана мать - третья сефира. Кроме того, Хокме даны такие имена, как "Божественный Отец", "сила Йециры", "йод Тетраграмматона". Божественное имя - Иегова, архангел - Рациил, ангельский чин - Офаним, или огненные колеса. Цвет этой сефиры в первичном мире Ацилут - бело-голубой, как и штепсельный комбинезон Синдзи.